Главная » Статьи » Статьи о творчестве |
ПАМЯТЬ О ВПЕЧАТЛЕНИИ
Впечатление — момент, который нельзя воспроизвести. Точка в пространстве и времени, которая соединяет чувства художника, холст, внешние обстоятельства и внутренние переживания. Случившееся один раз, впечатление уходит в историю, которая известна только автору и его воображению. Внутренний образ существует во всяком теле, но именно художнику дарована способность передавать этот отпечаток своей души миру. В момент нашего взгляда на картину встречаются два состояния: состояние художника во время создания произведения искусства и состояние зрителя, который смотрит на картину со своим уникальным опытом. При просмотре можно почувствовать, как эти два переживания рождают новое мимолетное впечатление — невидимый разговор художника со смотрящим. Илья Хрипченко — заслуженный художник, мастер современного реалистического пейзажа с утонченным импрессионистским видением красоты окружающего мира. Реализм для автора — это всего лишь источник вдохновения, от которого он отталкивается в живописи. Для Ильи Хрипченко характерна особенная, своя цветовая гамма и техника живописи — крупные, искрящиеся мазки, подвижные и живые движения кисти, яркое сочетание красок. Его картины наполнены любовью к жизни, пропитаны особой витальной, жизнеутверждающей энергией. Впечатление — это основной мотив живописи импрессионистов. Константин Коровин, Эдуард Мане, Камиль Писсарро — все они очевидно оказали влияние на художника. Но в живописи Ильи Хрипченко есть свой, особенный исключительно для него стиль изображения. Его картины открывают нам портал в воспоминания и внутренний мир художника о пережитых моментах в его жизни. Перед вами четыре впечатления художника: первое отражает скромное величие русской земли, пробирающее до глубины души ощущение единения человека с огромной, необъятной силой великих мест; второе — солнечная теплота и приморский бриз Крыма, с его колоритной художественной природой и ярким солнечным светом; третье — вздох полной грудью, побег от цивилизации в горном Алтае, невероятная энергия гор и озер этого края; четвертое — таинственные горы Памира, одурманивающая и захватывающая дух «крыша мира». Видимая простота сюжета картины «Морозный день» отражает спокойствие и тишину январского дня. Полупрозрачный снежный покров озарен сумеречным светом приближающегося раннего зимнего заката — цвета вокруг приобрели особые сизо- сиреневые оттенки. В импрессионизме красота реального впечатления — это больше, чем смутный образ. Она выражается через внимательное изучение сочетания цвета и света в момент создания картины. «Морозный день» воздействует на зрителя именно цветом и светом, передают особую гармонию пространства. Сохраняет то, что существует для художника в определенный момент времени с определенным внутренним состоянием. Работа Ильи Хрипченко «Предгорье Памира» — это удивительное сочетание образа души, живущей в уже далеком 2005 году. Свет красок преломляется через призму переживаний автора, являет нам почти мистический пейзаж. Красноватый свет солнца, попадающий на горы контрастирует с небесной синевой — художник отразил почти неуловимое сочетание красок в короткий момент времени заката. Памир на этой картине — это впечатление человека из прошлого, отпечатанное однажды в этом произведении искусства. Возможно, сегодня это уже совершенно другой человек с другим опытом — изображение становится своеобразной машиной времени, переносящей нас в другое время и другое состояние. У поэтов, художников слова, яркое ощущение цвета присутствует всегда: оранжевая осень, красный закат, белоснежная зима, синие небеса. Для любого живописца никогда цвет не тонет во мраке, он всегда обретает оттенки — для каждого они свои. Зрение являет нам всю красоту окружающего мира, свет выявляет краски того, что окружает нас. Картина «Снежный день» (2019) написана в особенно снежное Рождество в Суздале. Такое состояние природы сфотографировать нельзя, можно увидеть только невооруженным глазом: идущий снег обволакивает окружающее пространство белесой пеленой. Мягкость и скромность тусклого света приобретают сакральный оттенок, контуры деревьев и зданий стираются и даже будто растворяются в пейзаже. Это впечатление не может не очаровать созерцающего. Видение импрессиониста — единственный момент истины, когда рациональное сознание художника отключено. Он выражает красками происходящее вокруг. Это подсознательное вчувствование хорошо описал Эдуард Мане: «Истинно только одно — сразу изобразить то, что видишь», «пишется не пейзаж, море или фигура, пишется впечатление, произведенное в определенное время дня пейзажем, морем или фигурой». Впечатление передаёт душу изображаемого через душу художника, отражает внешнюю красоту реального мира через внутреннюю вибрацию цвета. Крымская «Дорога в Симеиз» (2017) передает то, что может ощутить только побывавший в этих краях человек: яркое, жаркое солнце отражено от слегка выгоревшей желтоватой травы, гора Кошка склоняется к морю в легком мираже. Ещё немного, и смотрящий на картину услышит летний шум стрекотания цикад. Илья Хрипченко здесь расширяет зрительское восприятие — цветом и техникой воздействует на чувства смотрящего. Картина на наших глазах оживает — происходящее можно почти услышать, почти ощутить. Фома Аквинский говорил о том, что «для Красоты необходимы три вещи: пропорциональность, целостность и ясность, то есть свет и лучезарность». Лучезарностью в живописи Ильи Хрипченко становится внешний свет, отраженный от поверхности натуры и преломленный через внутреннюю призму художника. Эта лучезарность отражает скрытую красоту, вселенную, которая охраняется внешней оболочкой картины. Нам, зрителям, нужно впустить в себя отраженное на холсте переживание художника и позволить изображению повлиять на себя, создать взаимосвязь между нами и живописью Ильи Хрипченко. | |